Экономика Китая |
Страница 9 из 10 Сфера услуг. В течение последних десятилетий традиционно китайский дух предпринимательства процветал на Тайване, в Гонконге и Сингапуре, в то время как в КНР он подвергался систематическому искоренению. До 1949 в Пекине было несколько тысяч маленьких ресторанчиков и продовольственных ларьков, и когда после 1985 в стране вновь возродилось стремление привлечь как можно больше западных туристов, потребовалось спешно готовить тысячи молодых специалистов кулинарного искусства. Начало 1980-х годов характеризовалось ростом числа частных торговцев и малых предприятий в самых различных сферах обслуживания, и к концу десятилетия улицы китайских городов буквально заполонили различные ремонтные мастерские, рестораны и другие мелкие предприятия частного сектора. Если, согласно официальной статистике, в торговле, системе питания и сфере услуг в 1978 было занято лишь 9,4 млн. человек, то в 1992 это число превысило 43 млн. В 1992 более половины людей, занятых в розничной торговле и различных сферах обслуживания, а также две трети работавших в сфере питания составляли мелкие предприниматели и их наемные работники. Внешнеэкономические отношения. Вплоть до 1960 вся внешняя торговля Китая, за небольшим исключением, велась с СССР и его европейскими союзниками (главным образом с Чехословакией, Польшей и Восточной Германией). В период ухудшения отношений между КНР и СССР Китай производил закупки зерна в Канаде и Австралии, импортировал оборудование для промышленных предприятий из Японии и Западной Европы. Развитие внешней торговли возобновилось в начале 1970-х годов. После того как в 1971 Китай заявил о политике «открытых дверей» в отношении западных стран, его внешнеторговый оборот всего за 4 года утроился. К 1980 он вырос еще в два раза и продолжал расти, хотя и значительно медленнее, вплоть до 1988, преодолев рубеж в 100 млрд. долл. Большое значение внешней торговли для экономического развития Китая наглядней всего можно проиллюстрировать долей экспорта в общем объеме ВВП: в 1980 она составляла ок. 13%, а в 1992 достигла 35%, т.е. была выше показателя доли экспорта в экономике Японии. Общий объем внешней торговли КНР в 1997 достиг 325 млрд. долл. Что касается отдельных видов товаров, то в конце 1980-х годов стоимость экспорта готовой одежды превысила суммарную стоимость экспорта нефти, крупнейшей экспортной статьи Китая на протяжении многих лет. На третье и четвертое место вышли хлопчатобумажные ткани и морепродукты. Основными торговыми партнерами Китая в 1980-х – первой половине 1990-х годов являлись Гонконг, Япония, США и Германия, причем Гонконг, в свою очередь, занимался реэкспортом многих товаров, закупленных в Китае. В число факторов, делающих китайский экспорт конкурентоспособным на мировых рынках, входит низкая стоимость труда китайских рабочих, крупные иностранные инвестиции в легкую промышленность, быстрое повышение качества готовой продукции, выпускаемой на предприятиях, принадлежащих гонконгским бизнесменам, и неоднократная девальвация китайского юаня. Все это привело к резкому изменению характера торгового баланса между Китаем и США в пользу Китая. Если в 1990 в Соединенных Штатах экспорт в Китай несколько превышал импорт из КНР, то к 1993 дефицит США составил ок. 20 млрд. долл., уступив лишь дефициту в торговле с Японией, а в 1998 превзошел его. В 1990-е годы увеличился поток иностранных туристов в КНР, и в середине 1990-х годов страну посетили 26 млн. человек. По размерам доходов от туризма (10,2 млрд. долл.) Китай занял 9-е место в мире. |
+7 (495) 649 88 86 |
Опережает московское на 4ч. |
Ведение бизнеса и регистрация компаний в Китае |
Законы КНР о компаниях |
Общие сведения об экономике Китая |
Налоговые изменения в КНР |
Краткий справочник банков Китая |
Китайский юань | ||
(RUB) | //-// | |
(CNY) | //-// | |
(USD) | //-// | |