Налоговые изменения в КНР Печать

C 1 января 2009 г. начался очередной этап налоговой реформы в КНР

В ноябре прошлого года были опубликованы в новой редакции временные нормы и правила КНР "О налоге на добавленную стоимость", "О налоге на хозяйственную деятельность" и "О потребительском налоге". Главное содержание реформ – возможность зачета НДС при закупках предприятиями основных средств.

Как известно, ставка НДС в КНР составляет в общем случае 17% (для некоторых групп товаров – 13%), для так называемых "налогоплательщиков малых объемов" – 4% и 6%, а НДС при экспорте, как правило, не взимается совсем.

Ставка налогообложения в новых Нормах и правилах изменилась незначительно – для всех "малых" налогоплательщиков с 1 января 2009 г. она составит 3%; кроме того, снижен порог категории "малых" налогоплательщиков: с 1 млн юаней облагаемого НДС годового объема для производства и услуг и 1,8 млн юаней годового объема оптовых и розничных продаж до 500 000 и 800 000 юаней соответственно.

Основной упор был сделан на возможность зачета предприятиями НДС при покупке основных средств. То есть при покупке станка за 100 000 юаней с включенным в цену налогом на добавленную стоимость в 17 000 юаней предприятие сможет при продаже своей продукции уменьшить "свой" НДС на эти 17 000.

Такая практика применяется на Северо-Востоке Китая с 2005 г. в рамках стратегии возрождения старых промышленных баз и, по оценкам китайских экономистов, дала хорошие результаты. Теперь, вероятно, следует ожидать положительных результатов и для всего Китая.

Повлияет ли это на иностранный и, в частности, российский бизнес в КНР?

Можно высказать несколько предположений.

Во-первых, небольшое количество оборудования, например, энергетического, Россия в Китай еще продает. Если оно будет конкурентоспособно по цене и качеству, а угрожающие тенденции в промышленности в США и Европы дают основания на это надеяться, есть шанс увеличить продажи. Производителей класса того же "Тольяттинского Трансформатора" в мире не так уж много, и сход с дистанции одних автоматически дает преимущества другим.

Во-вторых, это мера – поддержка, в том числе, китайских производителей оборудования, ориентированных на экспорт. Экспортный спрос снизился, зато повысится внутренний. С одной стороны, предприятия выживут, с другой стороны, возможно, будут с меньшей готовностью поставлять продукцию в Россию, т.к. внутренний рынок расширится.

И, конечно, станет выгоднее производить продукцию в Китае за счет сокращения производственных издержек. Таким образом, закупка или создание совместных предприятий по производству комплектующих для продукции российской промышленности в Китае, видимо, станет более распространенным.

Посмотрим.

Данная статья была опубликована журналом Chinapro

Налог на недвижимость

 

С 1 января 2009 года прекращают действие Временные нормы и правила «О налоге на городскую недвижимость» (опубликованные Политическим советом КНР 8 августа 1951 г.), на основании которых иностранные физические и юридические лица выплачивали налог на недвижимость. С 1 января 2009 года предприятия с иностранным капиталом, иностранные предприятия и организации, а также иностранные физические лица должны выплачивать налог на недвижимость в соответствии с Временными нормами и правилами «О налоге на недвижимость». Ставка налога и порядок его выплаты остался без изменений.

Ниже приведены некоторые выдержки из Временных норм и правил «О налоге на недвижимость».

 

Временные нормы и правила «О налоге на недвижимость» от 15.09.1986

Статья 1. Налог на недвижимость взимается с недвижимости в городах, уездных городах и поселках.

Статья 2. Налог на недвижимость выплачивается собственником недвижимости. В случае если недвижимость относится к общенародной собственности, налог выплачивается организацией, под управлением которой находится данная недвижимость.

Статья 3. Налог на недвижимость рассчитывает с суммы стоимости после вычета от 10% до 30% от первоначальной стоимости недвижимости. Конкретные размеры вычета определяются народными правительствами провинций, автономных районов и городов центрального подчинения.

В случае отсутствия первоначальной стоимости недвижимости в качестве основания для расчета налога налоговые органы по месту нахождения недвижимости определяют стоимость с учетом недвижимости аналогичного типа.

При аренде недвижимости основанием для расчета налога на недвижимость является стоимость аренды.

Статья 4. Ставка налога на недвижимость: ставка налога составляет 1,2% от первоначальной стоимости после вычета; или ставка налога составляет 12% от суммы аренды недвижимости.

Статья 5. От выплаты налога на недвижимость освобождены:

(1) недвижимость, используемая государственными органами, общественными объединениями и вооруженными силами;
(2) недвижимость, используемая организациями, финансируемыми из государственного бюджета;
(3) недвижимость, используемая под создание мест отправления религиозного культа, парков и достопримечательностей;
(4) недвижимость физических лиц, не используемая в хозяйственных целях;
(5) иная недвижимость, освобождение которой от налога утверждено Министерством финансов КНР.

Статья 7. Налог на недвижимость взимается один раз в год или в по различным налоговым периодам. Налоговые периоды устанавливаются народными правительствами провинций, автономных районов и городов центрального подчинения.

Изменение ставки налога на приобретение автотранспорта

 

 

С 20 января снижена ставка налога на приобретение автотранспорта при покупке автомобилей с объемом двигателя менее 1,6 литров.

Обычная ставка данного налога составляет 10% от налогооблагаемой суммы (от стоимости приобретения автомобиля, не включая НДС; но не менее установленной налоговыми органами минимальной налогооблагаемой суммы). Сниженная ставка налога при покупке автомобилей с объемом двигателя менее 1,6 литров в период до 31.12.2009 будет составлять 5% от налогооблагаемой суммы.

 


 

 

 

Правила регулирования льгот по месту происхождения товаров

 

Опубликованы и с 1 марта 2009 года вступают в силу «Правила регулирования льгот по месту происхождения товаров» Главного таможенного управления КНР. Ниже приводится текст данных правил.

Правила регулирования льгот по месту происхождения товаров Главного таможенного управления КНР

Статья 1. Настоящие Правила разработаны на основании Таможенного кодекса КНР (далее – таможенный кодекс), Норм и правил КНР «О импортной и экспортной пошлине», Норм и правил КНР «О месте происхождения экспортных и импортных товаров» в целях определения места происхождения экспортируемых и импортируемых товаров в рамках соглашений о торговых преференциях и приведения в порядок регулирования мест происхождения товаров в рамках данных соглашений.

Статья 2. Настоящие Правила применяются для регулирования таможней мест происхождения экспортируемых и импортируемых товаров в рамках соглашений о торговых преференциях.

Статья 3. Местом происхождения товаров, ввезенных непосредственно из страны (территории), являющейся участником соглашения о торговых преференциях, является данная страна (территория) в случае соответствия одному из следующих условий; в отношении данных товаров применяется ставка пошлины «Таможенного тарифа КНР» , предусмотренная соглашением о торговых преференциях, или льготная ставка налога (далее – согласованная или льготная ставка налога):

(1) полностью произведенные или полученные в стране (территории) соглашения;
(2) неполностью произведенные или полученные в стране (территории) соглашения, однако соответствующие условиям, предусмотренным ст. 5, 6 настоящих Правил.

Статья 4. Под положением «полностью произведенные или полученные в стране (территории) соглашения», указанным в п. 1 ст.3 настоящих Правил, понимаются:

(1) продукты растениеводства, полученные, заготовленные или собранные в стране (территории) соглашения;
(2) продукты животноводства, произведенные или выращенные в стране (территории) соглашения;
(3) полезные ископаемые, разработанные или полученные на в стране (территории) соглашения или ее континентальном шельфе;
(4) иные товары, соответствующие критерию полного получения в рамках соглашений о торговых преференциях.

Статья 5. Место происхождения товаров, «неполностью произведенных или полученных в стране (территории) соглашения», указанных в п. 2 ст. 3 настоящих Правил, устанавливается на основании критерия изменения раздела товаров, правила адвалорной доли, правила производственных(технологических) операций и иных критериев, предусмотренных соглашением о торговых преференциях.

(1) под изменением раздела товаров понимается изменение раздела товара в «Гармонизированной системе описания и кода товаров» после производства или переработки на территории страны (территории), являющейся участником соглашения, материалов, местом происхождения которых является страна (территория), не являющаяся участником соглашения.
(2) Под правилом адвалорной доли понимается процентное соотношение, которое в процессе производства составляют материалы, полученные из стран (территорий), не являющихся участниками соглашения, в цене товара, поставляемого на условиях FOB.
(3) Под правилом производственных (технологических) операций понимаются значительных производственные (технологические) процессы, изменяющие базовые характеристики товаров после переработки.
(4) Под иными критериями понимаются критерии определения места происхождения товара, которые совместно применяют страны (территории), являющиеся участниками соглашения.

Статья 6. В случае если какой-либо товар или материал, местом происхождения которого является одна из стран (территорий), являющаяся участником соглашения, был использован для производства товаров в другой стране (территории), являющейся участником данного соглашения, при этом использованный товар (материал) является составной частью полученного товара, местом происхождения такого товара (материала) является данная другая страна (территория), являющаяся участником соглашения.

Статья 7. На определение места происхождения товаров не влияет изменения товара в целью монтажа, транспортировки, складирования, реализации товаров, а также упаковка, демонстрация и иная незначительная переработка или действия в отношении товаров.

Статья 8. На определение места происхождения товаров не влияют упаковочные материалы или емкости для хранения с целью защиты товаров при транспортировке.

Статья 9. На определение места происхождения товаров не влияют товары, использованные в процессе производства, однако не являющиеся составной частью произведенного товара или являющиеся частью материальных свойств товара.

Статья 10. Под «непосредственным ввозом товаров», указанным в ст. 3 настоящих Правил, понимается ввоз товаров, попадающих под действие соглашения о торговых преференциях, на территорию КНР непосредственно с территории страны (территории), являющейся участником соглашения, без транзита через территорию иных государств (территорий), не являющихся участниками соглашения (далее – иные государства и территории).

При ввозе на территорию КНР через территорию иных стран и территорий товаров, местом происхождения которых является страна (территория), являющаяся участником соглашения, товары могут считаться «непосредственно ввезенными» вне зависимости от изменения средства транспортировки или временного хранения товара в случае соответствия следующим условиям:

(1) в отношении данных товаров при транзите через территорию иных стран и территорий не производились какие-либо действие за исключением необходимых для сохранения хорошего состояния товаров;
(2) сроки транзита данных товаров на территории иных стран и территорий не превышают сроки, предусмотренные соглашением о торговых преференциях;
(3) при хранении товаров на территории иных стран и территорий данные товары находились под контролем таможенных органов данной страны (территории).

Статья 11. Органы, который в соответствии с законодательством и административными правовыми актами вправе выдавать Свидетельство о происхождении товара (далее – органы выдачи свидетельства), выдает Свидетельство о происхождении товара при импорте в рамках соглашения о торговых преференциях.

Статья 12. Органы выдачи свидетельства должны в соответствии с настоящими Правилами, а также положениями о месте происхождения товара, установленными в рамках соглашения о торговых преференциях, выдавать Свидетельства о происхождении товара при экспорте.

Статья 13. Таможенные органы должны проводить проверку и контроль над соответствием ст. 12 настоящих Правил Свидетельств о происхождении товара, выданных органами выдачи свидетельства при экспорте товаров в рамках соглашения о торговых преференциях.

Органы выдачи свидетельства должны регулярно о Свидетельствах о происхождении товара, выданных органами выдачи свидетельства при экспорте товаров в рамках соглашения о торговых преференциях в соответствии с ст. 12 настоящих Правил.

Статья 14. При подаче декларации при импорте импортер товаров или его агент должны заполнить «Таможенную декларацию при импорте товаров», указать установленную соглашением или льготную ставку налога и одновременно представить следующие документы:

(1) оригинал действительного Свидетельства о происхождении товара в отношении данного товара или документальное заявление о месте происхождения товара, предусмотренное соглашением о торговых преференциях;
(2) оригиналы коммерческих счетов, транспортных документов и иные коммерческие документы в отношении данного товара.

В случае если транспортировка груза в КНР осуществляется через территорию иных стран и территорий необходимо предоставить документы, подтверждающие осуществление сквозной перевозки (сквозная транспортная накладная), соответствующей п. 2 ст. 10 настоящих Правил; в случае временного хранения товаров на территории иных стран и территорий также необходимо предоставить иные документы, выдаваемые таможенными органами данных иных стран и территорий и подтверждающие соответствие п. 2. ст. 10 настоящих Правил.

Статья 15. Грузополучатель или его агент при импорте товаров должны представить в таможенные органы Свидетельство о происхождении товара; кроме того, необходимо соответствие следующим условиям:

(1) Соответствие положениям соглашения о торговых преференциях о форме, содержании, заверении и сроке действия Свидетельства о происхождении товара;
(2) Соответствие содержания Свидетельства о происхождении товара с коммерческими счетами, таможенной декларацией и иными документами.

Статья 16. В случае если при декларировании в качестве места происхождения товара страны (территории), являющейся участником соглашения о торговых преференциях, грузополучатель-импортер или его агент предоставляют Свидетельство о происхождении товаров или заявление о месте происхождения товара в нарушение ст. 14 настоящих Правил, необходимо при декларировании импорта товаров представить дополнительное заявление о происхождении товара из страны (территории), являющейся участником соглашения о торговых преференциях (образец заявления содержится в приложении).

Статья 17. В случае предоставления грузополучателем-импортером или его агентом дополнительного заявления в соответствии с ст. 16 настоящих Правил таможенные органы могут на основании заявления данного грузополучателя или его агента об импорте товаров допустить товары в КНР после предоставления залогового обеспечения, равноценного сумме таможенной пошлины, рассчитанной по предусмотренной соглашением или льготной ставке, а также провести оформление импорта и внесение в таможенную статистику в соответствии с действующими правилами.

В случае если таможенные органы считают необходимым проведение проверку подлинности Свидетельства о происхождении товара и происхождение товаров из страны (территории), являющейся участником соглашения о торговых преференциях, необходимо допустить товары в КНР после предоставления залогового обеспечения, равноценного сумме таможенной пошлины, рассчитанной по применяемой к данному товару ставке пошлины для стран наибольшего благоприятствования, обычной ставке или иной ставке. После этого таможенные органы должны провести оформление импорта товара и внести сведения в таможенную статистику в соответствии с действующими правилами.

Статья 18. При осуществлении экспорта экспортер товаров должен в соответствии с установленными таможенными органами правилами заполнить «Таможенную декларацию об экспорте товаров» и представить копию оригинала Свидетельства о происхождении товара или Свидетельство о происхождении товара в электронном виде.

Статья 19. В целях определения соответствия места происхождения импортируемых или экспортируемых товаров Свидетельство о происхождении товара и иным предоставленным при декларировании документам грузоотправителя (грузополучателя) таможенные органы могут провести проверку данных товаров. Порядок проверки товаров устанавливается соответствующими положениями «Правил регулирования проверки экспортируемых и импортируемых товаров» Главного таможенного управления КНР.

Статья 20. При наличии маркировки места происхождения на товаре, экспортируемом или импортируемом в рамках соглашения о торговых преференциях, а также его упаковке, указанное на маркировке место происхождения товара должно совпадать с местом происхождения товарам, определяемым в соответствии с положениями настоящих Правил.

Статья 21. При наличии одного из следующих обстоятельств в отношении импортируемого товара не применяется предусмотренная соглашением или льготная ставка таможенной пошлины:

(1) при декларировании товара грузополучатель-импортер или его агент не предоставили соответствующие правилам Свидетельство о происхождении товара, заявление о происхождении товара, а также дополнительное заявление о происхождении товара;
(2) непредставления коммерческих счетов, транспортных документы и иных коммерческих документов, предоставленных грузополучателем-импортером или его агентом, или иных документов, подтверждающих соответствие требованиями ст. 14 настоящих Правил;
(3) в случае если по результатам проверки или досмотра установлено несоответствие места происхождения товара и содержание декларации или невозможности достоверного определения места происхождения товара;
(4) иных обстоятельств несоответствия настоящим Правилам, а также соответствующим положениям соглашения о торговых преференциях.

Статья 22. При необходимости таможенные органы могут обратиться в компетентные органы страны (территории), являющейся участником соглашения, для проведения проверки места происхождения товара в рамках соглашения о торговых преференциях.

Таможенные органы также могут на основании соответствующих положений соглашения о торговых преференциях осуществлять запрос с целью проверки места происхождения товара.

Статья 23. При необходимости таможенные органы могут провести проверку места происхождения товаров в рамках соглашения о торговых преференциях, а также установить место происхождения товаров.

По требованию страны (территории), являющейся участником соглашения о торговых преференциях таможенные органы могут провести проверку места происхождения экспортируемых товаров или Свидетельства о происхождении товаров. Таможенные органы должны в предусмотренные соглашение о торговых преференциях сроки сообщить о результатах проверки.

Статья 24. Грузополучатель (грузоотправитель) при экспорте или импорте товаров может на основании соответствующих положений «Временных мер регулирования административных таможенных решений КНР» обратиться в таможенные органы с заявлением об установлении в административном порядке места происхождения товара. Статья 25. Главное таможенное управление КНР может на основании соответствующего законодательства, нормативно-правовых актов, положений таможни, вынести обладающее общей обязательной силой решение о месте происхождения экспортируемых или импортируемых товаров.

Статья 26. Таможенные органы согласно закону несут ответственность по сохранению коммерческой тайны, полученной в соответствии с положениями настоящих Правил. Таможенные органы не иметь права разглашения или иного использования полученных сведений без согласия грузополучателя (грузоотправителя) при экспорте или импорте, однако в случае если законодательством, нормативно-правовыми актами или разъяснения Верховного народного суда КНР отдельно не предусмотрено иное.

Статья 27. В случае нарушения положений настоящих Правил, наличия в действиях признаков контрабанды, нарушения положений таможенного контроля или иных действий в нарушение Таможенного кодекса КНР, таможенные органы применяют штрафные санкции в соответствии с Таможенным кодексом КНР, Правилами применения административных наказаний ГТУ КНР; при наличии состава преступления ведения преследование по уголовной ответственности.

Статья 28. Разъяснение следующих терминов, используемых в настоящих Правилах:

«производство» - способ получения товаров, включает растениеводство, животноводство, добычу полезных ископаемых, сбор, рыболовство, ловля, охота, собирательство, заготовка, разведение, получение, изготовление, переработка или монтаж;
«материалы, полученные из стран (территорий), не являющихся участниками соглашения» - использованные в процессе производства материалы, полученные из стран (территорий), не являющихся участниками соглашения о торговых преференциях, а также материалы с неустановленным местом происхождения.

Статья 29. Конкретные меры применения предусмотренной соглашением или льготной ставки таможенной пошлины при поступлении товаров из бондовых зон в остальные районы страны устанавливаются таможенными органами отдельно.

Статья 30. Разъяснение настоящих Правил находится в ведении Главного таможенного управления КНР.

Статья 31. Настоящие Правила вступают в силу с 1 марта 2009 года.

Правила применения особого перерасчета налогов (пробные)

 

9 января Государственное налоговое управление КНР опубликовало принятые днем ранее «Правила применения особого перерасчета налогов (пробные)», в которых содержатся подробные правила регулирования всех перерасчетов налогов, предусмотренных Законом КНР «О налоге на прибыль предприятия» и Нормами и правилами применения данного закона.

Особый перерасчет налогов затрагивает предприятие при наличии отношений с аффилированными (зависимыми) сторонами, которые по мнению налоговых органов не соответствуют «принципу вытянутой руки», т.е. принципам правовой и коммерческой самостоятельности сторон. Данный документ предусматривает использование особого перерасчета налогов в следующих случаях:

(1) трансфертного ценообразования;
(2) заключения соглашений об участии в расходах (cost sharing agreement);
(3) наличия контролируемых иностранных предприятий (CFC, controlled foreign corporation)
(4) тонкой капитализации
(5) использования предприятием обычных способов уклонения от уплаты налогов.

Кроме того данные правила регулируют транзакции между зависимыми сторонами, предоставление единовременной документации, методы трансфертного ценообразования, заключение предварительных соглашений по сделкам в целях налогообложения (APA, advance pricing arrangement) и т.д.

Данный документ состоит из 13 глав и 118 статей, затрагивающих применение положений главы VI «Особый перерасчет налога» Закона КНР «О налоге на прибыль предприятий», выступившего в силу с 1 января 2008 года, включая: общие положения, отчетность ценообразования, проверка и изменение методов трансфертного ценообразования, регулирование соглашений об участии в расходах, регулирование контролируемых иностранных предприятий, регулирований тонкой капитализации, регулирование обычных способов уклонения от уплаты налогов; соответствующие перерасчеты и международное согласование, правовая ответственность, дополнительные положения.

Основное содержание Правил применения особого перерасчета налогов:

1) вводится определение аффилированных (зависимых) сторон

В соответствии с данными Правилами зависимыми сторонами являются стороны при наличии более 25% от уставного капитала в собственности одного лица, а также по критерию «эффективного контроля» двух и более предприятий одним лицом. Эффективный контроль может выражаться в косвенном владении долей (акций) (более 25%), финансировании (в случае, если кредиты, предоставляемые одной из сторон, составляют более 50% от уставного капитала; за исключением независимых кредитно-финансовых учреждений; либо обеспечение более 10% долга одной из сторон), управлении (наличия в составе совета директоров или среди высших управляющих лиц представителей другой стороны), контроле над патентованными технологиями, закупками, продажами другой стороны, наличие семейных и родственных отношений между представителями различных сторон и др.

2) введение ежегодной отчетности по транзакциям с зависимыми сторонами

В соответствии с данными Правилами зависимые стороны должны ежегодно предоставлять отчетность по осуществленным между данными сторонами транзакциям. В отчетности необходимо указать характер зависимости, а также осуществленные в течение года между сторонами закупки (продажи), услуги, сделки с нематериальными активами, основными средствами, получение кредитов (займов), иностранные инвестиции и платежи.

Данная отчетность распространяется не только на предприятия, являющиеся резидентами КНР, но и на иностранные предприятия, которые имеют структуры или места ведения хозяйственной деятельности на территории КНР.

3) устанавливается документация для трансфертного ценообразования

При осуществлении трансфертного ценообразования предприятие должно подготовить более 20 различных документов, содержащих, в том числе информацию об организационной структуре предприятие, описание хозяйственных операций, описание транзакций между зависимыми сторонами, сравнительный анализ, выбор и применение метода трансфертного ценообразования.

В случае если предприятие не предоставит все необходимые документы, налоговые органы вправе самостоятельно определить сумму налогооблагаемой прибыли предприятия и наложить штраф в размере 5% от суммы в качестве процентов, а также фиксированную сумму штрафа в размере от 2 000 до 50 000 юаней жэньминьби.

От данной отчетности освобождены предприятия, деятельность которых регулируется предварительным соглашением по сделкам в целях налогообложения, предприятия под контролем национального капитала (более 50%) и имеющие зависимые стороны только на территории КНР, а также зависимые стороны, сделки которых по закупкам (продажам) материальных товаров составляют сумму менее 200 млн. юаней жэньминьби в год, при этом остальные сделки данных сторон (услуги, выплата роялти, процентов, дивидендов и т.д.) составляют сумму менее 40 млн. юаней жэньминьби в год.

Отчетность должна быть составлена до 31 мая года, следующего за отчетным, и предоставлена в течение 20 дней по требованию налоговых органов.

4) установлены методы трансфертного ценообразования

В соответствии с данными Правилами возможно применение пяти методов трансфертного ценообразования:

(1) Метод сравнимых нерегулируемых цен (Comparable uncontrolled price method) – метод определения цены в соответствии с ценой транзакции, осуществленной независимыми сторонами, осуществляющими одинаковую или сходную деятельность;
(2) Метод цены последующей реализации (Resale price method) – метод определения цены в соответствии с ценой последующей перепродажи товаров, приобретенных одной из зависимых сторон, независимой стороне за вычетом надбавки (средней нормы прибыли) в одинаковых или сходных транзакциях;
(3) Метод текущих затрат (Cost plus method, «издержки плюс») – метод определения цены по себестоимости и разумной суммы издержек и прибыли;
(4) Метод коэффициента прибыльности операций (Transaction net margin method) – метод определения нормы прибыли по сумме чистой прибыли, получаемой независимыми сторонами, осуществляющими одинаковую или сходную деятельность;
(5) Метод разделения прибыли (Profit split method) – метод, основанный на распределении между зависимыми сторонами общей прибыли (убытков) по разумным критериям.

Кроме того, допускается применение иных методов, соответствующих принципам правовой и коммерческой самостоятельности.

Выбор метода трансфертного ценообразования должен исходить из характеристик активов или услуг, являющихся объектом транзакции, роли и рисков сторон в осуществлении транзакции, условий договора, экономических обстоятельств и стратегии ведения хозяйственной деятельности.

5) устанавливается проверка и перерасчет трансфертного ценообразования

В соответствии с данными Правилами налоговые органы вправе провести проверку и перерасчет трансфертного ценообразования предприятий, при этом особое внимание должно уделяться следующим предприятиям:

(1) предприятиям со значительными количеством и различными видами транзакций с зависимыми сторонами;
(2) предприятиям с убытками в течение длительного периода времени, низкой прибыльностью, или переменным характером прибыльности и убыточности;
(3) предприятиям с уровнем рентабельности ниже чем в среднем по отрасли, или с уровнем рентабельности, которая не соответствует роли или уровню риска предприятия;
(4) предприятиям с зависимыми сторонами, зарегистрированными в оффшорных зонах;
(5) предприятиям с отсутствующей или неполной документацией для трансфертного ценообразования;
(6) предприятиям с явными нарушениями принципов правовой и коммерческой самостоятельности.

6) регулирование предварительных соглашений по сделкам в целях налогообложения

В соответствии с данными Правилами предварительные соглашения по сделкам в целях налогообложения могут применяться по отношению к предприятиям с ежегодным объемом транзакций с зависимыми сторонами не менее 40 млн. юаней жэньминьби, отвечающим требованиям по раскрытию информации о транзакциях с зависимыми сторонами, а также осуществляющих составление, поддержку и предоставление документации для трансфертного ценообразования.

7) регулирование контролируемых иностранных предприятий

В соответствии с ст. 45 Закона КНР «О налоге на прибыль предприятий» в случае предприятие, созданное в государстве (территории) с налоговым бременем заметно ниже ставки налога, предусмотренной законом (т.е. 25%), и находящееся под контролем предприятия-резидента или предприятия-резидента и физического лица-резидента КНР, в отсутствии какой-либо разумной хозяйственной необходимости не производит распределение прибыли либо уменьшает сумму распределяемой прибыли, часть данной прибыли, которая должна быть отнесена к предприятию-резиденту, подлежит включению в доход текущего периода данного предприятия-резидента.

Нормы и правила применения Закона КНР «О налоге на прибыль предприятий» указывают, что под ставкой налога «заметно ниже» понимается ставка налога менее 50% от ставки налога в КНР (ст. 118), таким образом, территориям с низким налоговым бременем считаются юрисдикции со ставкой налога на прибыль менее 12,5%.

К контролю резидентами КНР относятся следующие обстоятельства (ст. 117):

(1) один из физических лиц-резидентов или предприятий-резидентов владеет более 10% акций иностранного предприятия, дающих право голоса, при этом все резиденты КНР в общей сложности владеют более 50% акций данного иностранного предприятия;
(2) доля предприятий-резидентов либо всех резидентов КНР в акционерном капитале меньше норматива, предусмотренного пп. (1), однако резиденты обладают фактическим контролем над акциями, капиталом, хозяйственной деятельностью, закупками и продажами данного иностранного предприятия.

В свою очередь, данные Правила вводят формулу для расчета прибыли контролируемого иностранного предприятия, которая должна быть отнесена к резиденту КНР на основе количества вменяемой прибыли предприятия, доли резидента КНР в уставном капитале и отношения дней владения резидентом КНР акций предприятия к общем количеству дней в налоговом году данного предприятия.

В соответствии с данными Правилами от перерасчета суммы налога освобождается прибыль контролируемых иностранных предприятий, ставка выплачиваемого налога на прибыль который составляет более 12,5%; в случае если прибыль предприятия получена от ведения активной хозяйственной деятельности; или в случае, если ежегодная прибыль предприятия составляет менее 5 млн. юаней жэньминьби.

Кроме того, данными Правилами устанавливается регулирование соглашений об участии в расходах, тонкой капитализации, обычных способов уклонения от уплаты налогов; и правовая ответственность.

Положения документа вступили в действие с 1 января 2008 года, одновременно с Законом КНР «О налоге на прибыль предприятий».